25 лет «ЭЛИСЕ». Как в Сочи появилась лаборатория?

  • Сложно представить, но в начале 90-х годов прошлого века частных лабораторий в Сочи, как и во всей стране, не существовало. Не придумали ещё и высокоточные приборы, способные по капле крови рассказать всё и даже немного больше о вашем здоровье. Про ДНК-диагностику учёные даже и не мечтали. И вот тогда, на заре лабораторной «революции», в Сочи и появилась «ЭЛИСА».  Первая частная лаборатория на курорте!

В феврале 1993 года Виктор Леншин, ныне директор МДЦ «ЭЛИСА», а в ту пору врач-эпидемиолог сочинской санэпидстанции, получил от коллеги необычное предложение: создать лабораторию и помогать работе врачей в женских консультациях. Виктор Анатольевич идею одобрил, продал несколько имевшихся у него ваучеров и оформил ЧП под названием «ЭЛИСА». Название будущей лаборатории появилось с первого дня. ELISA – аббревиатура исследования, проводимого методом ИФА. Полное название –Enzyme-Linked ImmunoSorbent Assay (твёрдофазный иммуноферментный анализ).

1993 год. Роддом и анализатор

Базой для будущей лаборатории стал сочинский роддом, имевший в своём распоряжении передовую для того времени технику. Автоматический анализатор с пометкой  made in Switzerland достался медицинскому учреждению по программе госзакупок. С одной стороны, большая удача, поскольку в Сочи не было оборудования, которое определяло бы онкомаркеры, белки инфекций и гормоны. Однако около 2-х лет современные технологии в роддоме выполняли разве что функцию мебели: для полноценной работы необходимы были специальные тест-системы, но подобную графу в бюджете роддома никто не планировал и анализатор покрывался пылью…

– Мы арендовали анализатор на базе роддома, закупали тест-системы и делали анализы для женских консультаций, — рассказывает Виктор Леншин. – Тогда только-только в стране начали проводить обследования на ВПР (внутриутробные пороки развития плода) и ФПН (фетоплацентарную недостаточность). Я ездил по женским консультациям и рассказывал врачам, зачем нужны такие исследования, как они проводятся. Обычно в больницах делали только общий и биохимический анализы крови, практически все исследования ручным методом или на маленьких анализаторах. Тогда вообще сложно было представить, что в будущем появится прибор, который сможет автоматически обрабатывать по 1500 пробирок за час. Без участия человека!

Методика иммуноферментного анализа в 199-х годах стала революцией в лабораторной диагностике. Что самое интересное, такой прорыв помог совершить ВИЧ, ведь для исследования смертельного вируса потребовались новейшие методики. Однако с помощью ИФА определяли не только ВИЧ-инфекцию, но и сотни других важных лабораторных показателей состояния организма.

1994-1995 годы. Эксперименты с ДНК

В середине 1990-хх годов «ЭЛИСА» стала первой частной лабораторией в Краснодарском крае, где применялся метод ИФА-диагностики. Это событие подняло на новый уровень лабораторную диагностику в Сочи, так как местные жители получили возможность качественного обследования в родном городе. Стало проще ставить точные диагнозы, выявлять болезнь на ранней стадии, а это – прямой путь к выздоровлению.
В это же время, благодаря московскому НИИ физико-химической медицины, сотрудники лаборатории освоили ДНК-технологии, только зарождавшиеся в стране. Революционный метод ПЦР появился в России в 1994 году, и московский НИИ одним из первых занялся разработкой и внедрением технологии. Сотрудники МДЦ «ЭЛИСА» съездили в столицу, прошли обучение, закупили аппарату и создали первую на курорте и в крае лабораторию ДНК-диагностики. Что примечательно, первая всероссийская конференция по данной теме также прошла в Сочи в апреле 1995 года при активном участии лаборатории. Но не всё было так просто у первопроходцев в практическом применении ДНК-технологий.  

– В первые 2-3 месяца у нас были большие трудности, так как методика была абсолютно новая, — говорит Виктор Леншин. – Практически все ингредиенты для исследования добавлялись вручную, строго соблюдался температурный режим и так далее. Стабильные результаты мы получили только через 2 месяца после начала работы с ДНК-технологиями.

ПЦР (полимеразной цепной реакции) активно стали использовать для выявления любых вирусов, микроорганизмов, грибов, генетических нарушений, определения родства.
Конечно, те же вирусы определяли и до появления новейшего оборудования, но процесс был долгим, рутинным, им занимались в основном в институтах. Если вырастить бактерии в лаборатории легко, то вирусы нужны особые условия в виде живой ткани (куриный эмбрион или человеческие клетки).

1996-1998 годы. Беременные под контролем

Тем временем во всех сочинских ЖК работали пункты забора крови лаборатории «ЭЛИСА». Причём одним исследованием крови дело не ограничивалось, вместе со специалистами лаборатории роддома была разработана база данных по скринингу, где в зависимости от срока беременности формировались нормы АФП и ХГЧ, и высчитывала вероятность той или иной патологии. Впервые лабораторные результаты стали выдаваться с наглядной статистикой, следовательно, появлялась возможность оценки конкретного результата и мониторинг лечения ФПН. Сейчас беременную женщину не удивить длинным списком необходимых исследований. Но в 1990-х годах, когда все привыкли к бесплатной медицине, мало кто понимал, а зачем нужны платные анализы? Врачам приходилось рассказывать, что исследования помогают дать точную информацию о здоровье будущего малыша, но финансировать подобные анализы городские больницы не в состоянии.

– В нашей работе были заинтересованы в первую очередь врачи, мы ведь обслуживали все женские консультации, — вспоминает Виктор Леншин. – Очень хотелось поднять не только качество лабораторных услуг в Сочи, но и всей отрасли здравоохранения на курорте. С внедрением ПЦР появилось заинтересованность кожно-венерологического диспансера.

Можно ли сформировать средний портрет сочинца с учётом состояния его здоровья? Да, и в «ЭЛИСЕ» ещё в 90-хх годах начали разрабатывать базу данных по формированию норм, учитывающих пол, возраст, циклические изменения в организме, курение и ряд других факторов, влияющие на конкретный лабораторный показатель. Уникальный опыт для Сочи, потому что на основании этих данных и получаемых результатов, лаборатория формировала нормы, приближенные к индивидуальным характеристикам пациента, что помогает более точно оценить конкретный показатель. Проще говоря, все пациенты разбивались на категории  (возрастные, половые и другие) и для каждой из них была своя статистика, на основании которой формируется норма показателя для конкретного региона. Сейчас в базе МДЦ «ЭЛИСА» сотни тысяч статистических данных, позволяющих максимально точно оценить результат пациента, относящегося к той или иной категории.

1997-2012 годы. Новый дом и филиалы

В 1997 году «ЭЛИСА» поменяла место жительства и переехала из роддома в кожно-венерологический диспансер. К началу нулевых в Сочи стали появляться другие частные лаборатории, медицинская техника стала доступнее, население стало понимать важность лабораторной диагностики. Именно поэтому с 2000-х в спектре услуг МДЦ «ЭЛИСА» появились общий и биохимический анализы крови, которые, как и прежде, пациенты могли сдать бесплатно в поликлиниках, но выбор стал падать на частные лаборатории, где можно сдавать комплекс анализов в одном месте.
В 1998 году по России прошла эпидемия дифтерии. По договору и поддержке горздравотдела Сочи сотрудники МДЦ «ЭЛИСА» обследовали более 20 тыс. детей на напряжённость иммунитета к дифтерии, столбняку и кори. По итогам полученных данных были срочно привиты дети, не имеющие иммунитета, выявлены более 5% детей с патологией иммунной системы, обнаружены партии просроченных и неэффективных сывороток для иммунизации.
В 2012 году вся производственная база лаборатории была размещена в здании по адресу ул. Гагарина, 27/1, и начали открываться пункты приёма по всему городу.

– Когда я увидел мансарду здания на Гагарина, то понял, что здесь будет лаборатория, — говорит Виктор Леншин. – До этого на мансарде был ночной клуб, мы всё почистили, сделали ремонт, поставили перегородки, а уже потом начали расширяться, заняли другие этажи, лаборатория постепенно стала полноценным медицинским центром. Вообще за эти 25 лет самым сложным оказалось даже не внедрения новых технологий, а способ найти компромисс с чиновниками. Когда мы начинали работать, то лицензию нужно было получать каждый год, потом раз в 5 лет, сейчас у нас лицензия бессрочная. И, конечно, тяжело каждый раз что-то просить у властей, доказывать, бояться, что могут прийти и закрыть лабораторию, раз она располагается в муниципальном лечебном учреждении. Конечно, сейчас нам жить намного проще.

2013-2018 годы. Точно и быстро: анализы не путешествуют!

Сейчас на базе лаборатории «ЭЛИСА» проводятся сотни исследований. Несмотря на высокоточное оборудование и полностью автоматизированный процесс исследования анализов, без ручной диагностики не обойтись. Каждый общий анализ крови не пройдёт мимо зоркого глаза врача-лаборанта и микроскопа. С помощью микроскопии мазка можно обнаружить малейшие отклонения, которые даже машина не всегда заметит. При полуавтоматическом методе лабораторные реактивы и биоматериал смешивают и дозируют вручную, а измерения производятся на измерительном оборудовании. С помощью этого метода есть возможность использовать в работе лабораторные реактивы большого количества производителей. Когда в дело вступает автоматический анализатор, то он без помощи человека смешивает реактивы и биоматериал, а после выдаёт результат.
За время существования лаборатории в МДЦ «ЭЛИСА» было выполнено более 3 млн. анализов. Один из принципиальных моментов – все обследования проводятся в МДЦ «ЭЛИСА» на месте, биоматериал не увозят на исследование в другие города, а это значит, что пациент может быть уверен в точности своих анализов.

– Главная парадигма лабораторной диагностики в том, что в ходе лабораторного исследования мы предполагаем: результат In vitro (с лат. «в стекле», «в пробирке») соответствует тому, что у человека в крови на данный момент, — объясняет Виктор Леншин. – Эта парадигма соблюдается, когда исследование проведено верно. Но! Чем дольше времени проходит после того, как мы взяли кровь, поместили в пробирку и проверили, тем больше вероятность погрешности. Кровь в пробирке будет отличаться от крови в организме пациента. Во-первых, изменяется биоматериал, отделённый от человека. Во-вторых, в самом организме каждую секунду происходит множество различных процессов. При таком раскладе главную парадигму мы нарушаем – то, что в пробирке, не соответствует тому, что есть в организме. Поэтому самый точный анализ – самый срочный анализ.

Главную лабораторную парадигму в МДЦ «ЭЛИСА» соблюдают уже четверть века, в чём могли убедиться практически все жители города-курорт. В стенах лаборатории за 25 лет обследовано более 500 тыс. человек, а это население целого Сочи.