- Страхи, гиперактивность, неусидчивость, неадекватность поведения, невнимательность, тревожность – вот шесть самых распространённых проблем, с которыми в кабинет к психологу родители приводят детей.
К детской психологии мамы и папы обычно не относятся серьёзно и на приём к специалисту записываются тогда, когда поведение ребёнка выходит из-под контроля. На что стоит обратить внимание в воспитании современных детей? Об этом читайте в нашем интервью с Кирой ШЕХАНИНОЙ, специалистом центра психологической помощи «Форма жизни».
– Кира Владимировна, в каком возрасте нужно вести ребёнка к психологу? И нужно ли вообще это делать, если на первый взгляд проблем нет?
– Первичную диагностику проводят с 4-5 лет, чтобы определить, есть ли повод для волнений. Чаще всего это делают с помощью рисуночных тестов, потому что ребёнок изображает на бумаге свои внутренние переживания, объяснить которые он не в состоянии. Но в большинстве случаев родители приводят детей уже с конкретной проблемой: кошмары снятся, темноты боится и так далее. В психологии ситуация такая же, как и во всей медицине: если не болит, то можно к доктору не ходить.
– Но к доктору ходят и для профилактики, а к психологу?
– Детей не лишним будет показать специалисту в кризисные моменты развития, например, в первом классе. Обычно подобная диагностика проводится школьными психологами в начале и в конце учебного года, чтобы проанализировать эмоциональное состояние ребёнка.
– С какими проблемами к вам чаще всего приходят родители?
– Страхи у детей, гиперактивность, неусидчивость, неадекватность поведения, невнимательность, тревожность – вот шесть самых распространённых проблем. Особенно остро стоит вопрос с невнимательностью у младших школьников. Родители приходят и говорят: ребёнок умный, всё знает, но получает двойки. А ещё уроков много задают, ничего делать не успевает…
– Но ведь на самом деле много задают, с этим сложно поспорить.
– Нет, не много. Просто современные дети из-за боязни сделать ошибку часами сидят над домашним заданием. Или ждут, когда родители с работы вернутся, чтобы сделать уроки вместе с ними. Это вопрос самостоятельности и страха. Оценочность важна для младших школьников, если они получают двойку, то думают: я плохой! То есть берёт это на свой счёт, думают, что они плохой, а не о том, что просто не справились с заданием и это не конец света.
– Родителям нужна определённая тактика воспитания, чтобы таких ситуаций было меньше?
– Да, причём не с того момента, как ребёнок пошёл в первый класс, а с рождения. Например, сейчас практически у всех детей высокий уровень тревожности. Потому что в детском саду было легко и просто: я туда хожу, играю, меня все любят и ничего от меня не требуют. А потом первый класс, где нужно в один момент стать взрослым и самостоятельным. Требования родителей резко повышаются и уровень тревожности растёт. Чтобы избежать этого, мамам и папам нужно вводить требования постепенно. Если в 3 года ваш малыш способен собрать игрушки в коробку, то вводите это в его обязанность. В первом классе – заправлять кровать, выносить мусор и так далее. С возрастом обязанности увеличиваются и их важность тоже. Но и в пять лет ребёнок уже чувствует ответственность за те же игрушки, которые нужно убрать в коробку перед сном.
– А что будет, если этот момент упущен и никаких обязанностей ребёнок не признаёт?
– Начинать с самых простых и лёгких требований. То, что ребёнку будет делать несложно или даже приятно. Мотивируйте его, потому что мотивации важна в любой деятельности.
– Многие родители начинают сразу ругать ребёнка. Как вы с точки зрения психологии относитесь к наказанию?
– Я против наказания. Да, самый простой способ для родителей добиться чего-то от ребёнка – накричать. Но ведь из-за этого у детей потом и уровень тревожности повышается. Уровень скандалов в семье нужно минимизировать, причём не только в отношении ребёнка, но и между самими родителями. Дети должны расти в комфортной среде, вместо того, чтобы кричать и наказывать, лишите их какой-либо привилегии, например, просмотра мультфильмов. Только обязательно объясните, почему вы это делаете. Простая ситуация: ребёнок получил двойку, и родители начали его ругать. Но ведь важно не накричать, а разобраться с проблемой, понять, почему двойка. Невозможно требовать от ребёнка то, что он не умеет. Вы же когда-то учили его ходить, так научите его решать задачи по математики и грамотно писать. Но получается, что учить ходить – это естественно, а учить уроки – нет. Родители должны понимать проблему, помогать с ней справиться. Разговаривайте с ребёнком по-взрослому, спокойным тоном, показывайте своим поведением, как нужно себя вести в определённой ситуации. Если мама постоянно ругается с продавцом в магазине, то ребёнок будет думать, что так и нужно вести переговоры – с помощью крика. Поэтому не удивляйтесь, если ребёнок в один момент начал повышать голос. Хотите, чтобы малыш вырос вежливым и спокойным человеком? Будьте самим вежливыми и спокойными.
– Что касается проблемы невнимательности — это относится к области психологии?
– У ребёнка можно и нужно развивать внимательность. Да, это длительный процесс, но чем раньше его начать, тем лучше. Невнимательность часто зависит от внутреннего состояния, например, если уровень тревожности повышен и ребёнок сосредоточен на внутренних переживаниях. Поэтому да, отчасти это проблема психологии. Здесь важно, чтобы дети понимали, что с ними происходит, учились отвечать на многие вопросы самостоятельно. Специальные тренинги направлены на внимание, память и мышление — всё взаимосвязано.
– А если ребёнок не хочет идти к психологу? Бесполезно приводить его силой?
– Чаще всего не хотят идти потому, что имеют неверное представление о том, кто такой психолог. Дети могут спросить: я что, ненормальный? Но психолог ведь работает только со здоровыми людьми. Вот этот момент приходится объяснять на первой встрече. Когда дети понимают, что в кабинете безопасно, тогда начинается настоящая работа.
Продолжение темы детской психологии читайте в следующих материалах на сайте МДЦ «ЭЛИСА». Следите за обновлениями!