Вред слуховых аппаратов — правда или миф?
Евгений Буданов, сурдолог-оториноларинголог клиники «МастерСлух» в г. Сочи, рассказывает о слуховых аппаратах. Вредят ли они человеку? Кому и для чего они нужны?
Это и другие интересные видео смотрите на YouTube канале Elisa Sochi, краткое содержание приведено ниже
Среди пациентов с нарушенным слухом распространена такая практика, что они до последнего откладывают ношение цифрового слухового аппарата. Они прибегают к нему только тогда, когда начинают почти полностью не различать звуки. Также сложилось мнение, что данное устройство вредит человеку, а при постоянном ношении ещё сильнее портит слух. Другой предрассудок – к приборам привыкают, люди становятся зависимыми, как от всех вредных веществ. Все это – заблуждения. Они давно устарели. Аппарат не восстановит слуховую функцию человека, но и не сделает хуже.
Даже при наличии невыраженного нарушения слуха стоит задуматься о ношении звукоусиливающего прибора. Специалисты не устанавливают ограничения, связанные с остротой слуха. В случае необходимости они рекомендуют обратиться к этому аппарату.
Современные устройства можно должным образом настроить под конкретного пациента. Параметры определяются результатами исследования слуховой функции. Можно провести аналогию с очками. При правильном подборе линз зрение не ухудшается. Также при верном выборе и грамотной настройке аппарата не нарушится слух. Он даёет возможность четко и разборчиво слышать окружающие звуки.
У аппаратов нет никаких ограниченийя относительно их использования, если для них существуют показания. Пациенты могут носить их на постоянной основе. При лёегких нарушениях они обычно надеваются периодически. Люди, которые круглосуточно работают на сменах, могут носить устройство в течение всего дня. Другие пациенты на ночь снимают аппараты, а утром снова надевают. Многочасовое и многолетнее ношение устройства не несёт угрозы слуху.
Основное преимущество звукоусиливающих приборов заключается в том, что у человека улучшаются коммуникация, расширяется круг общения. У детей и пожилых людей появляется возможность самостоятельно заниматься своими делами и решать различные бытовые задачи. Дети с аппаратами эффективно включаются в образовательный процесс, у них развивается правильная и полноценная речь.
Благодаря использованию слуховых устройств, пожилые люди, у которых снизился слух из-за заболеваний или других факторов, могут сократить процессы снижения памяти и внимания, возрастной деменции. Аппарат помогает человеку социализироваться. У людей, которые отчётливо слышат и сами разборчиво разговаривают, болезнь Альцгеймера развивается в 3,5 раза реже, чем в противоположном случае. Если пожилой человек не носит слуховой аппарат, у него раньше появляется возрастная деменция. Это связано с тем, что наступает дефицит нагрузки коры головного мозга.
У пациентов с тяжёлой формой нарушения слуховой функции звукоусиливающий прибор выступает медицинским средством реабилитации. Его назначают во время оформления инвалидности. В этой ситуации желательно двустороннее ношение аппарата ежедневно.
Современные устройства отличаются миниатюрными размерами и удобным применением. У моделей бывают дополнительные технические возможности. Например, они присоединяются к гарнитуру, телефону и т. п. Они не ограничены по степени тугоухости. Можно использовать и при самых лёгких нарушениях (на одно или два уха), и при самых тяжёлых патологиях, которые заканчиваются инвалидностью, глухотой. Профессия, образ жизни человека не имеюет значения. Приборы подходят для дошкольников, школьников, студентов, учителей, спортсменов, бизнесменов и т. д. Все зависит от индивидуальных потребностей человека. За аппаратами обращаются люди с минимальной слуховой дисфункцией, у которых есть желание отчетливо слышать звуки от подчинённых или коллег, оставаться на связи, контролировать свою деятельность.
Значимый момент – функционирование 70 % человеческого мозга направлено на различение и произнесение слов. У слабослышащих людей нет звукового стимула и мотива разговаривать. Такой пациент не использует вербальные средства общения, не различает устную речь. Его мозг как бы отдыхает, но это происходит в плохом смысле. В корковом отделе головного мозга утрачивается речевая эффективность. Произносимые выражения становятся неразборчивыми. Память и внимательность ухудшаются.